суббота, 28 декабря 2024 г.

Диагностический материал для определения уровня коммуникативных навыков

Методика «Изучение коммуникативных умений - «Рукавички» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина)

Шкалы: умение договариваться, взаимный контроль, отношение к результату деятельности, взаимопомощь, рациональное использование средств совместной деятельности.

Цель: изучение коммуникативных умений ребенка, выявление умения детей приходить к общему решению для достижения результата деятельности.

Назначение: методика направлена на исследование содержания потребности общения у детей старшего дошкольного возраста, мотивации общения и средств общения, интенсивности общения.

Материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Участники: дети 5 – 7 лет.

Проведение исследования:

Серия 1. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Серия 2. Детям предлагают сделать тоже, но, дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Оценка результатов: анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой
серии, по следующим признакам:
1) умеют ли дети договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.;
2) как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

3) как относятся к результату деятельности, своему и партнера;
4) осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования;
5) умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии). Делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.

Исследуемые коммуникативные умения:
1) Умение договориться
2) Самоконтроль в деятельности и общении
3) Отношение к результату (единство цели)
4) Взаимопомощь
5) Рациональность использование средств в совместной деятельности

Бальная оценка:
3 балла (высокий уровень) –Ребенок проявляет инициативу во взаимодействии, умеет договориться со сверстником в ходе рисования, использует при этом компромисс, уговаривание, убеждение. Если замечает у другого отступления от первоначального
замысла, спокойно объясняет, что он не так рисует, осуществляет взаимопомощь по ходу рисования. Рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа
раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла. Работают с увлечением, задание им нравится, дети веселые;

2 балла (средний уровень) – ребенок отличается недостаточной, но
положительной активностью во взаимодействии, не всегда умеет договориться с другим дошкольником в ходе рисования, использует вербальные и невербальные средства общения, например: давление на собеседника, убеждение, может без слов показать, что неправильно рисует его партнер. Не всегда осуществляет взаимопомощь по ходу рисования. На рисунке - частичное сходство по отдельным признакам (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия. Дети общаются между
собой только при острой необходимости, выражают полное равнодушие к деятельности.

1 балл (низкий уровень) – ребенок не вступает во взаимодействие, не проявляет активности. В диалог с партнером старается не вступать. Рисует самостоятельно. Безразлично относится к конечному результату рисования. В узорах явно преобладают
различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем. Дети ругаются, злятся, нервничают, спорят, обижаются
друг на друга.
Оценка результатов по методике:
5 – 7 баллов – низкий уровень
8 – 11 баллов – средний уровень
12 – 15 баллов – высокий уровень

Диагностика "Секрет" 

Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе и распределение всех детей по условным категориям: «предпочитаемые», «принятые», «непринятые», «изолированные».  
Инструкция: Перед началом диагностики ребенку дается установка, что он должен выбрать кому подарить три сюжетные картинки, только каждому по одной включая и тех детей, которые сейчас болеют. («Мы играем в игру «Секрет». Ты должен «по секрету»
подарить троим детям открытки, положив их в конверт». «Как ты думаешь кто подарил открытки тебе?»)

После ребенку задаются ряд вопросов

«Почему ты в первую очередь решил подарить картинку (имя сверстника)? 

«Если бы у тебя было много-много картинок, и только трем детям из группы не хватило, кому бы тогда ты не стал давать картинку и почему?» 
Все ответы фиксируются в таблицу. Подсчитывается число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых», «непринятые», «изолированных». 
Оборудование: 3 открытки и 1 конверт для каждого ребенка.
Критерии оценки:
1 балл (0 выборов) – «отвергаемые»;
2 балла (1-2 выбора) – «изолированные»;
3 балла (3-4 выбора) – «непринятые»;
4 балла (5-6 выборов) – «принятые»;
5 баллов (7 и более выборов) – «звезды»

Методика 3. «Маски» (Т.Д. Марцинковская)

Цель: определение статусного места ребенка в группе.
Инструкция: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо у
тебя бывает чаще всего, когда ты смотришь на ребят из группы? На кого ты смотришь вот так (указываем на картинку)? На кого вот так (снова показываем на лица)?»
Оборудование: картинки с изображением лиц 
Критерии оценки:
1 балл – ребенок указал на маску с положительными эмоциями три и
менее раза;

2 балла – ребенок указал на маску с положительными эмоциями четыре – пять раз;

3 балла – ребенок указал на маску с положительными эмоциями шесть – семь раз;

4 балла – ребенок указал на маску с положительными эмоциями восемь раз;

5 баллов – ребенок указал на маску с положительными эмоциями
девять и более раз.



Методика 5. «Рисунок самого красивого - самого некрасивого» (В.С. Мухина)

Цель: выявление специфики культурных ориентаций ребенка, его понимание красоты и эстетики.

Инструкция: «На этом листе бумаги нарисуй что-то самое красивое. А теперь нарисуй самое некрасивое».

Оборудование: чистые листы бумаги, цветные карандаши. В данной методике наибольшую ценность имеет качественная оценка результатов, которая производится согласно праксиметрическому методу изучения детских рисунков. Для удобства подсчета результатов нами были выведены следующие критерии оценки.

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не мотивирован, задание выполняет не охотно, не рассказывает о своем рисунке;

2 балла – ребенок недостаточно мотивирован, название рисунку не дает, о нарисованном рассказывает лишь перечисляя нарисованные детали;

3 балла – эмоционально-личностное отношение выражено слабо, но ребенок охотно выполняет задание, названия рисунку не дает;

4 балла – ребенок эмоционально положительно настроен, старательно выполняет задание, но затрудняется описать нарисованное;

5 баллов – ребенок положительно относится к заданию, понимает характеристики красивого и некрасивого, с удовольствием рассказывает о нарисованном, дает название рисункам.

Диагностический комплекс состоит из 5 заданий. Учитывая, что самый низкий балл, который может заработать ребенок за одно занятие – 1, то минимальное количество баллов за все методики – 5, а максимальное суммарное количество баллов – 25. Исходя из этого, мы выявили следующую шкалу результатов: 

5-11 баллов – низкий уровень развития речевой коммуникации; 

12-18 баллов – средний уровень развития речевой коммуникации;

19-25 баллов – высокий уровень развития речевой коммуникации.



5 комментариев:

  1. Спасибо за актуальную информацию!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень интересные диагностики 😊

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересная методика " Рукавички ", буду использовать в своей работе, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. Полезная информация. Спасибо

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо за полезную информацию.

    ОтветитьУдалить