Цель: дать родителям представление о формирование коммуникативных навыков дошкольников через использование технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ. Задачи:
- повысить компетентность родителей в использовании технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ по развитию коммуникативных навыков у детей;
- содействовать формированию у родителей представлений по использованию технологии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ, направленных на развитие связной и диалогической речи, творческого воображения и социально-личностного развития детей;
- развивать творческую активность родителей.
Ход проведения:
Добрый день, уважаемые родители. Я покажу вам мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативных навыков дошкольников через использование методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ».
Дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития ребенка. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
В период установления роли общения в психическом развитие ребенка было проведено ряд исследований и экспериментов такие как:
1) Изучение детей- «Маугли»;
2) Госпитализм;
3) Прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.
Эти факторы доказывают, что главное условие и основной способ жизни человека - это общение. Для ребенка общение с другими людьми - это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.
В современном обществе с высоким развитием технологий мир дошкольника переполнен вещами - видеоиграми, видео, аудио техникой, качество и количество которой не всегда контролируется взрослым.
Чрезмерное использование технологий губительно для ребенка, они лишают живого, настоящего общения. С приходом информационно-коммуникационных технологий дети полагаются на технологии как на основу для большинства своих игр, резко сокращая творчество и фантазию, а также снижая объем физических нагрузок, необходимых для достижения оптимального сенсомоторного развития.
В технологии ОТСМ - ТРИЗ более двадцати моделей и алгоритмов. Мы предполагаем, что с целью формирования коммуникативных навыков, возможно использование следующих:
🍬 модель «Объект - имя признака - значение имени признака»;
🍬 морфологическая таблица;
🍬 круги Луллия;
🍬 системный оператор;
🍬 составление загадок;
🍬 формулировка вопросов;
🍬 составление рифмовок и загадок;
🍬 проектная деятельность.
Рассмотрим некоторые модели подробнее:
1. Модель «Объект – имя признака – значение имени признака». Один из основных приемов работы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ являются признаки примерно насчитывается около 20, но с каждым годом их число увеличивается.
В своей работе по формированию коммуникативных навыков с помощью признаков мы рассматриваем эмоции ищем ассоциации, работаем с мофотаблицей, морфодорожкой и т.д., так же признаки используются в проектной деятельности в форме картотеки.
С ребятами мы используем признак настроение, например, Кукла Аня – настроение – грустная.
2. Морфологическая таблица.
Морфологическая таблица универсальный метод, который возможно использовать во множестве различных приемов проекты, морфодорожка и т.д.
3. Круги Луллия.
В игровой деятельности используются круги Луллия которые представляются детям дошкольного возраста как чудесные кольца или загадочные круги. Детям невероятно интересно сопоставлять все круги и сектора.
4. Проектная деятельность. В работе с детьми используется такой метод как проект, который состоит из 5 этапов:
1- Постановка проблемы. Цель- выявить интерес ребенка, помочь ему сформулировать проблему и поставить цель;
2- Копилка. Сбор предметов, информации, картинок, высказываний, песен и др. – однородных объектов, которые выявляются в проблеме;
3- Картотека (картотеки)- все объекты из копилки разделить по различным признакам: цвет, форма, величина, место обитания, материал, функция, количество и т.д.
4- Создание модель- раскладывание картинок, рисование схем.
5- Презентация-короткий рассказ. Что хотели, зачем, что делали, как делали.
6- Новая задача (проблема)- побуждать ребенка увидеть новую задачу и поставить следующую цель.
Проектная деятельность невероятно интересна детям и результативна, поскольку строится по актуальной теме и дети самостоятельно ставят проблему и находят пути решения, делают выводы, а также создают продукт.
С ребятами мы реализовали проекты: «Звезда чувств», «Живем дружно» «Здоровалки».
В результате проекта у нас получилась игра «Здороволка».
Цель: Создание доверительной обстановки в группе через приветственные действия.
Материалы: Планшетка со значками
Например: значок с цифрой 5 – хлопнуть ладошку друга, зайчик – показать зайчика другу, и на усложнение собирание комбинаций 5 и зайчик.
На первых этапах ознакомление с игрой роль водящего берет на себя педагог.
Правила: Перед глазами детей выставляется планшетка со значками действия для ритуала приветствия. Водящему необходимо выбрать значок и выполнить действие, который обозначает данный значок с другим ребенком, со временем игра усложняется, и дети собирают различные комбинации из действий.
5. Составление загадок. Используется загадывание и отгадывание загадок. ТРИЗ конкретизует и обобщает процесс загадывания и отгадывания загадок. Загадки составляются из сравнений, сделанных по одному объекту. Для этого нужно выбрать объект и перечислить его признаки. Затем перечислить объекты, имеющие такие же признаки и составить единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».
Технология суппер. Спасибо за интересные идеи
ОтветитьУдалитьОчень актуальная и полезная информация
ОтветитьУдалить