Освоение детьми мыслительной операции комбинаторики с помощью кругов Луллия.
Реймунд Луллий (1235-1315) был католическим монахом, который жил на территории современной Испании и выступал за соединение христианства с философией и наукой. Круги Луллия были созданы как средство для упрощения и систематизации сложной информации, чтобы облегчить понимание различных концепций.
Круги Луллия, являются интересным математическим и философским инструментом, разработанным средневековым философом и монахом Реймундом Луллием. Эти круги обеспечивают визуальное представление для анализа логических и комбинирование информации.
Луллианские круги представляют собой изобилие концентрических кругов, где каждый круг разделен на сектора. Секторы могут представлять различные категории, такие как понятия, свойства объектов, явление или концепции. Через пересечения и комбинации этих кругов можно исследовать отношения между категориями, а также находить логические выводы.
Круги Луллия могут быть использованы в самых разных областях:
🎀 Философия - для анализа сложных понятий и теорий.
🎀 Логика - для построения аргументов и выявления истинности высказываний.
🎀 Научные исследования - для систематизации данных и их анализа.
🎀Образование - как метод активного обучения, позволяющий студентам визуализировать связи между знаниями.
Круги Луллия, несмотря на свою философскую природу, могут быть интересным и полезным инструментом для работы с детьми дошкольного возраста. Они помогают развивать мышление, создавать связи между понятиями и стимулировать обсуждения.
Использование кругов Луллия в игровой форме может значительно повысить интерес детей. Вот несколько методов:
1. Цветные круги: Создайте цветные круги с различными символами или картинками внутри. Дети могут обсуждать, что каждая картинка означает, и как они могут быть связаны между собой.
Например: Дидактическая игра "Подбери пару по признаку цвет" (с 3х лет)
Цель: Закрепление знаний цветов, умение соотносить предметы и цвет.
Игровые правила: найти предмет соответствующего цвета
Ход игры: На малом круге воспитатель располагает картинки изображением цветовой кляксы (зеленый, желтый, красный и т. на большом - объекты (предметы) разного цвета. Ребенок по просьбе взрослого называет один из цветов, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение объекта (предмета) такого же цвета, называет его и, поворачивает этот круг, совмещает их.
2. Дробление объектов: Попросите детей назвать части объектов, которые изображены на круге, что поможет развивать их логическое мышление.
Например: Дидактическая игра "Части объекта"
Цель: Формирование умения находить части у объекта.
Материал: Большой круг - картинки с изображением объектов: кукла. машинка, чайник, заяц. Маленький круг - картинки с изображением одной части от каждого объекта: платье, колесо, ручка, уши.
Игровые правила: Повернуть круг таким образом, чтобы под сектор на большом круге попал объект, на малом попала часть.
Ход игры: Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Педагог спрашивает: «Что это?» (машина). «А это что?» (уши). «Есть у машины уши?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения колеса, и дети не скажут, что у машины есть колесо.
3. Сравнение: Используйте круги для сравнения различных предметов или животных. Например, круги могут представлять разные животные, и дети могут пытаться найти общие черты или отличия.
Например: Дидактическая игра "Взрослые - детеныши"
Цель: Формирование умения в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы -онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-.
Игровые правила: найти маме детеныша.
Ход игры. На малом круге воспитатель располагает картинки с изображением животных (собака, курица, лиса и т.д.), на большом - их детенышей. Ребенок по просьбе взрослого называет одного из животных, изображенных на верхнем круге, затем отыскивает на нижнем круге изображение его детеныша, называет его и, поворачивая этот круг, совмещает их.
4. Признаки. Дети учат и закрепляют признаки (Цвет, форма, расположение, температура, влажность и т.д.).
Например: Дидактическая игра "Что умеют делать наши признаки"
Цель: Закрепление умения детей работать по модели «объект - имя признака - значение признака».
Игровые правила: Находить объекты с одинаковыми и противоположными признаками.
Ход игры: На малом круге расположены символы имен признаков. На среднем и большом кругах - изображения объектов. Ребенок раскручивает малый круг и подбирает 2 объекта, имеющие одинаковые или противоположные признаки. (Малый круг: признак - форма, средний круг: овальный шар, большой круг: овальный бочонок с медом - одинаковые значения признака. Противоположные значения признака - малый круг: признак - вкус, средний круг: кислый лимон, большой круг - сладкий бочонок с медом).
Также при работе с кругами Луллия используются тренинги.
Вот один из примеров таких тренингов.
Тренинг по признаку «Количество»
Цель: формировать обобщенное понятие, что у каждого объекта есть признак – количество. Развивать интерес ребенка к проблемам, связанным с изменением количества объектов, либо количества его частей.
❗❗❗Обратите внимание: Количество – это множество объектов, либо множество частей объекта. Цифры – это знаковое обозначение чисел от 0 до 9.
Оборудование:
1 круг – числа, расположенные не по порядку;
2 круг – объекты (стая птиц из 8 штук, 1 слон, 2 банана, 3 гриба, 4 тарелки, 5 пирожков в корзинке, 6 цветных карандашей, 7 цветов в букете, 9 пчел.)
1. «Найди реальное сочетание»
- Подбери число под картинку. (Два банана – цифра 2. К картинке с двумя бананам находится цифра 2 на втором круге).
❗Обратите внимание на количество объектов и количество частей объектов, изображенных на картинках. Если ребенок соотносит не сами объекты, а их части, это правильный ответ и его необходимо поощрить за это. При подборе картинки слон – не обязательно выставлять цифру 1. Цифра четыре – правильный ответ при условии, если ребенок объяснит, что у слона четыре ноги.
2. «Объясни необычное сочетание»
- Соедини любые цифры и объекты (Цифра 8 – картинка слона. У слона восемь частей тела - 4 ноги, 2 уха, хобот и хвост).
3. «Придумай фантастическую историю или сказку»
Добавляется 3 круг – место (болото, море, футбольное поле, пустыня, театр, небо, Антарктида, квартира).
- Придумай историю (Цифра 4 - слон - футбольное поле. Команда слонов из 4 игроков играла на футбольном поле. Цифра 9 – пчелы - море. История о том, как пчелиная семья из 9 пчел построила себе подводный замок).
4. «Реши проблему»
- Проблема слонов в том, что при беге быстро образуются ямы на футбольном поле. Как сделать так, чтобы ямы не мешали игре (слоны бегают на широких платформах, часто делаются перерывы и поле утрамбовывается).
- Расскажи, как пчелы решают проблемы сбора меда и питания.
Решая сказочные проблемы, ребенок проживает их. Мы считаем очень важным, чтобы Вы после игр обсуждали с детьми такие же проблемы, взятые из жизни.
Варианты творческих заданий
Цель: научить ребенка составлять числа.
На всех трех кругах числа от 0 до 7
- Скажи, из каких чисел состоит число 7? (7 и 0; 5 и 2; 6 и 1: 3 и 4; 1 и1 и 5; и т.д.),
- Скажи, из каких чисел состоит число 3, 4, 5, 6?
Цель: научить некоторым математическим действиям
1 круг – любые цифры,
2 круг – знаки (плюс + , минус -, равняется =, знак вопроса?, знак больше >, знак меньше <, я могу производить действия !, могу составить задачу З),
3 круг – какие-либо цифры
- Получи сочетание (1 > 8 (Один больше восьми) Необходимо объяснить, когда это бывает. (1 ящик с апельсинами больше, чем 8 апельсинов).
Использование Кругов Луллия с детьми дошкольного возраста — это творческий способ развивать мышление и коммуникационные навыки. Интерактивные занятия помогают детям лучше понимать окружающий мир, развивать свое воображение и логическое мышление.
Отличный материал. Очень познавательно!
ОтветитьУдалить