Технологии ТРИЗ имеет очень широкий выбор арсенала для составления рассказов и сказок вместе с детьми такие как:
🔷Составление рассказов по серии сюжетных картин
🔷Составление рассказов с помощью кругов Луллия (Что такое круги Луллия вы можете познакомиться в статье "Освоение детьми мыслительной операции комбинаторики с помощью кругов Луллия")
🔷Составление сказок и рассказов с использованием системного оператора
🔷Игры с картиной
🔷Составление рассказов с использованием признаков
🔷Составление рассказов по картине
🔷Составление сказки методом каталога и т.д.
В этой статье мы рассмотрим два метода: составление рассказов с помощью признаков и составление сказок с использованием метода "Каталог"
Первый метод, который мы рассмотрим - это составление рассказов с помощью признаков.
Признаки - это особые характеристики или качества персонажей, мест действия и событий. Они помогают детям сосредоточиться на основных элементах истории и создают основу для сюжета.
Чтобы превратить любой рассказ в более насыщенный, интересный и захватывающий: технологии ТРИЗ предлагает дать толчок ребенка с помощью признаков.
♡♡♡ В зависимости от типа рассказа могут меняться признаки.♡♡♡
1. 👪Персонажи:
- Внешность: цвет волос, рост, одежда, аксессуары.
- Характер: добрый, смелый, хитрый, ленивый и т. д.
- Уникальные черты: способности, мечты, страхи.
2. 👜Место действия:
- Описание: лес, город, замок, подводный мир.
- Атмосфера: волшебная, таинственная, зимняя, солнечная.
- Временной период: современность, прошлое, будущее, сказочное время.
3. 🕑События:
- Конфликт: что создает проблему (недопонимание, борьба с врагом, поиск сокровища).
- Развитие: как персонажи реагируют на конфликт, какие решения принимают.
- Развязка: чем заканчивается история (победа, дружба, новый опыт).
Также можно использовать многим знакомым метод составления сказок "Каталог"
Составление сказок - это не только увлекательное занятие, но и полезный способ развивать креативное мышление, воображение и коммуникативные навыки у детей. Одним из эффективных и интересных методов в этом процессе является метод каталога. Этот метод помогает структурировать идеи и предоставляет основу для создания уникальных и разнообразных историй.
Метод каталога - это способ создания сюжетов и персонажей на основании случайно выбранных объектов, которые могут комбинироваться и адаптироваться.
Примерная цепочка вопросов для детей 3 - 4 лет:
- Жил-был... Кто? (один из детей вытаскивает игрушку или картинку)
- С кем он дружил? (достают вторую и т.д.)
- Пришел злой... Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Для составления сказок с детьми более старшего возраста рекомендуется работа по книге.
Алгоритм составления сказок по книге
1. Выбор какой-либо книги для сочинения сказки (истории) по ней.
2. Обращение к детям с вопросами, на которые они "находят" слова на открытой странице текста.
3. Постепенный сбор в единое целое, ответов, "найденных" в книге.
4. Придумывание названия составленной сказки.
5. Восстановление всего текста кем-нибудь из детей.
6. Воспроизведение базовых шагов создания сказки. Выведение последовательности вопросов.
7. Организация продуктивной деятельности.
Примерная цепочка вопросов для детей 5 - 7 лет:
- Жил-был... Кто?
- Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...). Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем делал (или умел делать?)
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был?
- Как мог помочь главному герою?
- Что стало со злым героем?
- Где наши друзья сталь жить?
- Что стали делать?
Правила поиска ответа на вопрос:
- После вопроса ”Жил - был кто?” ведущий открывает книгу на любой странице и предлагает ребенку указать пальчиком любое слово (“Жил-был... пенек!”). Значит, история будет про добрый пенек, который попал в беду.
- Следующий “ответ” на вопрос ищется на любой другой странице.
- Если слово, выделенное в книге, не соответствует нужной части речи, то его необходимо переделать в подходящее, либо найти другое на этой же строчке. Надо пытаться включить в текст создаваемой истории словосочетания или все предложение, указанное ребенком.
Книги должны быть незнакомы детям.
Во время работы с книгой дети могут терять интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:
- Задавать вопросы, открывать книгу, “собирать” сюжет в быстром темпе.
- Эмоционально реагировать на каждый “найденный” ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
- Устраивать некоторую импровизацию (микро-представление).
- Прекратить искать “ответы” в книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории.
После составления сказки используется творческая деятельность:
- Театрализованная деятельность (инсценировка сказки)
- Рисование (создание иллюстраций к сказке)
- Конструирование (построить для героев дом, город и т.д. в зависимости от содержания)
Используя данный алгоритм могу получиться вот такие рассказы:
1. Жила-была принцесса по имени Клара. Она была очень доброй и отзывчивой, всегда помогала своим подданным и заботилась о животных. Клара умела дарить людям хорошее настроение ее улыбка могла согреть даже самые холодные сердца.
Однажды, в поисках приключений, принцесса решила отправиться на прогулку по своему королевству. Она покинула свой дворец и направилась по таинственным улицам своего королевства, до Клары доходили легенды об загадочной улице по слухам там скрывались магические существа. Во время своего путешествия принцесса встретила Троля по имени Дракер. Он был грозным существом. Дракер похищал свет и радость, и в его власти было превращать цветущие луга в унылые пустоши. Тогда наша принцесса позвала своего друга храбрый рыцарь по имени Николай. Он был смелым и благородным, всегда готовым защитить свою подругу от любой опасности. Николай не только дарил Кларе уверенность, но и умел сражаться с врагами, используя свои умения и храбрость. Вместе они решили противостоять Дракеру и вернуть радость на загадочную улицу. Николай подготовил свой меч и доспехи, а Лара решила использовать свои магические способности, чтобы противостоять грусти радостью.
Собравшись, друзья встретились с Дракером. Когда колдун увидел принцессу и рыцаря, он рассмеялся и приготовился отправить их в вечную грусть. Но Клара, полная уверенности, сказала: "Мы не боимся тебя, ты не заберёшь нашу радость" И с этими словами она выпустила из своих рук поток света, который осветил лес, вытесняя тьму. Свет, исходящий от Клары, был так силен, что Дракер потерял свою власть. В конечном итоге Дракер расплакался и рассказал принцессе свою историю, что он стал грустный, потому что его братья дразнили его и тогда он решил сделать всех грустными. Тогда принцесса и ее верный друг решили подружиться с Дракером и поднять настроение всему королевству.
2. Жил-был на свете кузнец по имени Иван. Он был добрым и трудолюбивым человеком, умел делать волшебные вещи.
Однажды Иван решил прогуляться по лесу, чтобы придумать новые изделия. Он отправился в путь и вскоре оказался в лесу, полном чудес.
Пока он гулял, Иван наткнулся на злого колдуна, который всем жителям деревни создавал множество проблем. Колдун умел заколдовывать колодцы, так что вода из них становилась горькой, а урожай несъедобный. Жители страдали и не знали, как победить этого злодея.
У Ивана был лучший друг - весёлый и находчивый кот по имени Мурзик. Мурзик был ловким и смелым, знал множество хитростей и всегда готов помочь Иванке в трудную минуту. Он мог влезать в самые узкие щели и находить выход из самых запутанных ситуаций.
Услышав о бедах жителей деревни, Мурзик предложил Иванке действовать. Вместе они придумали план, как противостоять злому колдуну. Мурзик отвлекал колдуна, а Иванка, обладая волшебным молотом, смог создать могущественный амулет, который снял колдовство с колодцев и полей.
Когда злой колдун увидел, что его магия больше не действует, он пришёл в ярость. Но Иванка и Мурзик были готовы. С помощью амулета они смогли навсегда лишить колдуна силы, и он исчез в темном лесу, оставив жителей в покое.
После этого наши герои отправились обратно в деревню. Люди встречали их с радостью. Теперь в деревне снова старались растить богатый урожай, а вода в колодцах стала чистой и вкусной.
Иванка и Мурзик остались жить в деревне, продолжая помогать жителем деревни. Так Иванка и его верный друг Мурзик сделали мир лучше, и их дружба стала крепче. А жители всегда помнили о том, как важно дружить и помогать друг другу в беде.
3. Жил-был рыцарь по имени Артем. Он был добрым и смелым, всегда готовым прийти на помощь тем, кто в беде. Артем умел защищать слабых и лечить раненых, и его добрые дела были известны далеко за пределами его родного королевства.
Однажды Артем решил отправиться в далекое путешествие, чтобы исследовать новые земли и встретить интересных людей. Он собрал свой меч и доспехи и пошел в лес, который вёл к загадочной горе, о которой ходили легенды.
Во время своего путешествия Артем встретил Бабу Ягу. Она могла наводить ужас на людей, превращая их в камень, если они осмеливались ее не слушать. Все жители леса жили в страхе, так как Баба Яга завладела их сказочным деревом. У Артема был верный друг - смелый и находчивый попугай по имени Пират. Пират умел копировать звуки, что иногда очень помогало в трудные моменты.
Когда Артем рассказал Пирату о ведьме, тот придумал, чем помочь людям. Они решили обмануть Бабу Ягу, притворившись, что пришли к ней с просьбой о помощи. Пират, подражая разным животным, развлекал Бабу Ягу, а Артем в это время взял из мешка волшебный меч, который давал владельцу защиту от зла. Смелость Артема и хитрость Пирата помогли им одержать победу.
После этого Артем и Пират вернулись в деревню и рассказали о своих приключениях. Люди были счастливы, ведь теперь они могли снова пользоваться своим источником. Артем и Пират продолжали свое путешествие в загадочной горе.
Метод составления сказок методом каталога - это эффективный и веселый способ развивать креативные способности детей. Он позволяет структурировать процесс создания рассказов, развивает воображение и коммуникативные навыки и может использоваться в образовательных учреждениях, на игровых занятиях или в домашних условиях. Создание сказки на основе "каталога" становится не только интересным, но и значимым опытом, который помогает детям научиться выражать свои мысли и чувства через искусство слова.
Данный метод имеет ряд преимуществ:
🌍Стимуляция креативности: Метод каталога позволяет детям нестандартно подходить к созданию историй, комбинируя разные элементы и находя уникальные решения.
🌍Структурирование мыслей: Он помогает организовать мысли и идеи, делая процесс создания истории более упорядоченным.
🌍 Улучшение навыков коммуникации: Совместная работа над созданием сказок способствует развитию навыков общения, работы в команде и умению слушать других.
🌍 Развитие понятия сюжета: Дети учатся понимать, как работают конфликты и развязки, что позволяет глубже осваивать письменное творчество.
Цель данного метода: Формировать умение детей связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, умение составлять логически связанный текст, в котором добро побеждает зло.
Метод «Каталога» разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 году. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей (героев, предметов, действий и т.д.).
С детьми трех - трех с половиной лет как вариант метода каталога проводится игра "Чудесный мешочек". В нем могут находиться игрушки или картинки, которые являются первыми объектами для составления 3-4 предложений связного текста.
Детям интересно. Спасибо
ОтветитьУдалитьОтличная технология!
ОтветитьУдалить