понедельник, 2 декабря 2024 г.

Статья "Основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда"

Зигмунд Фрейд, австрийский нейропсихиатр и основоположник психоанализа, разработал теорию, которая существенно повлияла на психологию, психиатрию и философию. Его учения, появившиеся в конце 19 - начале 20 века, стали основой для многих современных подходов к пониманию человеческой психики.  

Теорию Фрейда называют еще психодинамической теорией личности, поскольку основное внимание в ней уделяется динамике и конфликтным сторонам психических процессов.

В основе психодинамических теорий лежат два основных постулата. 

 💊Люди часто не догадываются об истинных мотивах своего поведения, другими словами, мотивы их поведения часто находятся в области бессознательного. 

💊 Для защиты психики от воздействий неприятных или нежелательных мыслей и эмоций используются защитные механизмы.

Изучая учения З.Фрейда можно выделить основной стержень всей системы - это его взгляды на развитие и структуру личности человека.

З.Фрейд считал, что ничего в психической жизни человека не происходит без причины. Основы психической активности заложены в бессознательной сфере человека, а особенности психики формируются в раннем детстве. Структура психики совпадает со структурой личности. 

Психика по мнению З.Фрейда состоит из 3 - х основных блоков:

🌱бессознательного «ИД»;

🌱сознательного «ЭГО»;

🌱сверхсознательного «СУПЕР - ЭГО».

К бессознательному "ИД" относится инстинкты и желания, ориентированные на поиск удовольствий. Это наиболее примитивная часть личности. 

Эго - это сознательная часть, которая служит посредником между Ид и внешним миром. Эго учитывает реальные условия и стремится удовлетворить желания Ид с учетом социальных норм.

Супер - эго — это моральный компас, который формируется под воздействием культуры и воспитания. Он включает в себя идеалы и запреты, а также чувство вины.

З.Фрейд вводит психологическое понятие "Либидо" - это специфическая энергия, которая связана с инстинктом жизни, смерти и агрессии.

Распределение энергии - катексис - происходит в раннем детстве. Процесс катектирования - процесс перехода из одного состояния в другое, из тонатической энергии в поддерживающую и наоборот.

Возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, которые помогают человеку если не предотвратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер - Эго

Главные механизмы защиты являются следующие:

1. Вытеснение - самый неэффективный механизм, т. к. при этом энергия вытесненного и неосуществленного мотива (желания) не реализуется в деятельности, но остается в человеке, вызывая рост напряженности, которое дает о себе знать в виде символов, наполняющих наши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок.

2.  Регрессия - временный переход на более ранний, примитивный уровень психического развития, как бы отступление в тот психологический период, когда человек чувствовал себя наиболее защищенным (например, детский плач у взрослого, кусание ногтей, жевание резинки или табака, вера в злых духов или добрых...).

3. Рационализация - приписывание своему поведению неправильных, но удобных, не вредящих самоуважения причин. Не осознавая реальных мотивов своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемлемыми мотивами.

4. Проекция - приписывание другим те желания и чувства, которые человек испытывает сам. Если субъект, которому было приписано какое - либо чувство, своим поведением подтверждает сделанную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно. Этот защитный механизм позволил в дальнейшем разработать так называемые проективные методы исследования личности (просьба закончить неоконченные фразы или рассказы либо составить рассказ по неопределенным сюжетным картинкам).

5. Сублимация, то есть перенесение нереализованной энергии в другие области - труд, творчество, спорт. Успех творческой деятельности объясняется тем, что в ней происходит полная реализация накопленной энергии, катарсис (очищение) человека от нее. На основе этого подхода к сублимации позднее в психологии были разработаны основы терапии искусством - арт - терапии.

Учения Фрейда оказали огромное влияние на 20-й век, затронув различные области — от литературы и искусства до философии и социологии. Многие писатели, такие как Джеймс Джойс и Франц Кафка, использовали фрейдистские концепции в своих произведениях.

Тем не менее многие идеи Фрейда подвергались жесткой критике. Современные психологи указывают на недостаточную эмпирическую поддержку его теорий и на их непроверяемость. Научные исследования в области нейробиологии и когнитивной психологии предложили альтернативные объяснения поведения и личностного развития, что поставило под сомнение многие фрейдистские концепции.

Учения Зигмунда Фрейда представляют собой уникальный вклад в понимание человеческой психики. Несмотря на критику и споры вокруг своих идей, Фрейд стал одним из самых влиятельных умов своего времени. Его работы по-прежнему актуальны для изучения сложных аспектов человеческой природы и психической жизни. Психоанализ продолжает эволюционировать, привнося новые подходы и интерпретации в традиционные фрейдистские концепции


2 комментария: