среда, 27 ноября 2024 г.

Статья Арт- терапия. История, виды и методы , используемые в дошкольном образовании

Понятие "Арт-терапия" образовано от корня art (в переводе с английского языка — искусство).

Арт-терапия — это метод, основанный на использовании искусства как символической деятельности и на стимулировании креативных творческих процессов. Арсенал форм, видов и методов арт-терапии в современной психологии чрезвычайно разнообразен.

Арт-терапия берет свое начало в древности. Жрецы, врачи, педагоги и философы использовали разные виды искусства для лечения душевных и телесных недугов. Влияние живописи, театра, танца, музыки на психоэмоциональное состояние человека побуждало их к размышлениям о их роли в восстановлении функций организма и формировании духовного мира личности.

Зигмунд Фрейд 

Первоначально Арт-терапия как психотерапевтический метод возникает в контексте теоретических идей З.Фрейда, понимающего искусство как защитный механизм, выражающей бессознательное влечения и переживания личности в художественных образах и преобразующей тем самым инстинктивные побуждения в социально-продуктивную деятельность.  

🌟🌟🌟Подробнее познакомиться с учениями З.Фрейда в статье "Основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда" или по ссылки https://www.blogger.com/blog/post/edit/7440229934990635850/6790148740513694391🌟🌟🌟

Карл Густав Юнг

Новый смысл арт-терапии придает К. Г. Юнг, рассматривающий искусство как могущественное средство гармонизации и самореализации личности. Первые попытки использовать арт-терапию для коррекции трудностей личностного развития детей и подростков относятся к 30-40-м гг. XXв., когда арт-терапевтические методы были применены в работе с детьми, испытавшими стресс и насилие в фашистских лагерях, и вывезенными в США. С тех пор арт-терапия прошла значительный путь развития, и получила широкое распространение в практике психологической работы с детьми. 

Расширение возможностей самовыражения и самопознания в искусстве, по сравнению, например, с игрой, связано с продуктивным характером искусства — созданием эстетических продуктов, объективирующих в себе чувства, переживания и способности ребенка, облегчающих процесс коммуникации с окружающими людьми.

Различают следующие виды арт-терапии в зависимости от характера творческой деятельности и ее продукта: 

🎂 Изотерапия - направлена на то, чтобы помочь ребёнку показать свои настоящие эмоции и чувства, побороть страх или познать что-то новое

🎂Песочная терапия - позволяет развивать не только воображение, но моторику, фантазию ребёнка, нормализовать психоэмоциональное состояние, активировать адаптационные функции в любом возраст

🎂 Музыкотерапия - позволяет повысить работоспособность, снимает стресс и развивает творческие способности.

Музыкотерапия способствует преодолению психологической защиты ребенка – успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности, занять его увлекательным делом – музыкальными играми, пением, танцами, движением под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах

🎂 Игротерапия - позволяет  усилить прогресс личностного развития малыша, убрав его трудности социального и психологического характера. Посредством работы с игрушками ребёнок создаёт модель ситуации, выражает свои глубинные переживания относительно этой ситуации и находит из неё выход. Игровая терапия призвана помочь маленькому ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит на самом деле. Грамотно проведенный сеанс такой игры позволит ему понять, что он чувствует, как лучше себя вести. 

🎂 Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Это максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, развитие его внутреннего потенциала, пробуждение души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.

Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими видами деятельности — основанными исключительно на вербальной коммуникации — формами психотерапевтической работы. Арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. 

Современные исследователи указывают на большую роль арт-терапия в формирование психики ребёнка. Ситуация, когда вербальные контакты между детьми в группе нарушены или затруднены, арт-терапия выступает в роли средство общения, способствует сплочению и взаимодействие детей. Ребенок выражает себя через искусство, дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуаций. 

При всем многообразие арт-терапии,  есть ряд требований при ее организации такие как :

🔔Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Арт-терапия предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности ребенка. 

🔔Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Изобретательная техника не противоречит потребностям и возможностям детского возраста, если обладает указанной чертой. Создавать изображения в данной технике будет для ребенка так же естественно, как рисовать.

🔔Изобразительные способы и техники должны быть нетрадиционными. Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. В работе с детьми используются следующие изобразительные техники: марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги.

🔔Присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. В работе с детьми используются следующие изобразительные техники: марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги.

Все виды арт-терапия применяется для того, чтобы ребенок мог познавать самого себя, учиться общаться, не бояться высказываться, а так же решать психологические трудности детей в общение.


2 комментария:

  1. Познавательно и интересно

    ОтветитьУдалить
  2. Арт-терапия действительно способствует гармонизации и самореализации личности.

    ОтветитьУдалить