суббота, 16 ноября 2024 г.

Опыт работы по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Дорогие читатели, я хочу с вами поделиться наиважнейшим аспектом развития детей дошкольного возраста. 

Данная тема заинтересовала меня еще во время обучения. Перечитав большое количество литературы, пересмотрев подкасты и разборы, я убедилась только в одном: 

❗Коммуникативные навыки - это один из самых важных навыков в жизни любого человека и чем старше мы становимся, тем сложнее нам развивать данный навык. 

На сегодняшний день многие ученые и психологии говорят только об одном: Общение самый важный навык, благодаря которому личность может эффективно взаимодействовать с другими людьми, обмениваться информацией и идеями, решать проблемы, устанавливать отношения и достигать целей. Кроме того, коммуникативные навыки помогают развивать уверенность в себе, повышать самооценку, улучшать ментальное здоровье и качество жизни в целом. Важно понимать, что умение слушать и понимать других людей, умение выражать свои мысли и чувства, уважительное отношение к другим - все это ключевые элементы хороших коммуникативных навыков.

Начиная свой профессиональный путь, я решила, сделать упор на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста, и начиная со средней группы (4-5 лет) своих воспитанников активно реализовывала свою работу. Не все методы и приемы запланированные изначально подходили для этой группы. План менялся, корректировался, дидактические игры на развития коммуникативных навыков имели весьма интересные итоги. Некоторые из них были интересны детям, однако не приводили к результатам, какие-то быстро надоедали и тоже не приводили к результату. Однако к выпуску все дети имели высокий уровень развития коммуникативных навыков, родители знали как поддерживать и развивать коммуникацию дома. Сейчас ребята уже заканчивают 3 класс и мне не вероятно приятно слышать как они легко адаптируются в новом обществе находя новых друзей и минимизирую конфликтные ситуации как в школе, так и дома, на кружках и секция, во дворе и т.д.

Сейчас я хочу вам предложить: игры, упражнения, проекты и многое другое, что поможет каждому желающему реализовать мой опыт на практике.  

Для развития коммуникативных навыком необходимо сначала помочь ребенку понять свои чувства, эмоции и людей окружающих его. Для этого I  этапом будет развитие эмоционального интеллекта. II этап -  Формирование алгоритма решений конфликтных ситуаций. 

Оба этих этапа очень важны для развитие коммуникативных навыков. Эмоциональный интеллект учить осознавать свои эмоции  проживая каждую из них, а отработка алгоритма решение конфликтных ситуаций позволяет научить ребенка решать конфликты без агрессии и с нахождением компромиссов.    

 Первое с чего мы начинаем - это даем основные понятия эмоций и настроения. Сначала я использую карточки с изображением эмоций называя и поясняя каждую эмоцию










Карточки с разными героями позволяет подогревать интерес детей к данной теме и дает понимания, что вне зависимости от внешнего вида мы все испытываем одни и те же эмоции, но проявляются они по-разному, потому что мы все разные.  

Для развития коммуникативных навыков очень важно развивать невербальные средства общения. 

Невербальное общение – это форма коммуникации, основанная на использовании жестов, мимики, позы и других невербальных элементов, которые помогают передать информацию и эмоции без слов. В дошкольном возрасте невербальные средства общения играют особую роль в их взаимодействии с окружающим миром.

Познакомиться подробнее с теорией вы можете в статье: ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ


Для развития эмоционального интеллекта я в своей работе использую следующие игровые упражнения: 


Игровое упражнение 
"Мой герой"

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, понимание мимики.

Ход: Дети в случайном порядке вытаскивают карточки с эмоциями. Задача ребенка изобразить эту эмоцию


Игровое упражнение 
"Моё настроение"

Цель: Формирование умения ориентироваться в карточках с изображением эмоций и уметь показывать их мимикой. 

Ход: Ребенок самостоятельно выбирает карточку с эмоцией и показывает ее своим друзьям. Задача других детей угадать, какое настроение изобразил ведущих.


Дидактическая игра 

"Выложи настроение"

Цель: Учить детей ориентироваться в эмоциональном спектре в зависимости от происходящих событий.  

Материалы: карточки с изображением силуэтов героев разного цвета, картинки частей лица (глаза, брови, губы) 

Ход игры: Игра проводится за столом. Ребенок берет карточку с изображением силуэта героя и с помощью картинок выкладывает лицо героя, соблюдая правила оттенков (светлые оттенки - положительные эмоции, темные оттенки - отрицательные эмоции). Далее ребенок проверяет правильность своего выбора перевернув карточку, на обратной стороне располагается пентаграмма эмоционального состояния.      



Дидактическая игра 
"Цвет моего настроения"

Цель: Научиться определять с помощью цвета эмоциональное состояние. 
Правила: положительные эмоции определяются светлыми оттенками, отрицательные эмоции - темными оттенками.  
Ход:  I вариант. На круге Луллия расположены основная цветовая гамма. Задача ребенка определить какого цвета мое настроение и подобрать к ними похожие оттенки. (в данной игре кроме  работы над развитием эмоционального интеллекта еще происходит закрепление цветового спектра).   II вариант. Задача ребенка определить какого цвета мое настроение и подобрать к ними противоположный цвет. 


Дидактическая игра 
"Веселые герои"

Цель: Развитие способностей понимать эмоциональное состояние героя и подбирать действие для улучшения настроения.
Ход: На столах лежат карточки с изображением героев с грустным настроением. Ребятам нужно подобрать действие, чтобы развеселить героя. Картинки с действиями складываем на желтый прямоугольник, а карточку с изображением веселого героя на зеленый прямоугольник, ребенок проговаривает и аргументирует свой ответ по алгоритму «Герой – его настроение – действие –  изменённое настроение героя».   
Например: Буратино – грустный – мы его обнимем – его настроение становиться веселым»  




Упражнение "Определи настроение главного героя"

Цель: Развитие способностей распознавать положительные и отрицательные эмоции по содержанию рассказов. 

Ход: Взрослый зачитывает небольшие рассказы (подборка рассказов находится в конспекте во вкладке скачать). Задача ребенка, какие эмоции испытывали герои и подобрать к ним карточки.

                                    Дидактическая игра 

"Нарисуй настроение"

Цель: развитие осознанного отношения детей к своему и чужому настроению и умение различать спектр эмоции по частям лица.
Ход: : Игра состоит из  карточек размером А4, на этой карточки нарисовано лицо, внизу изображены части лица в различном эмоциональное состояние (брови, глаза, губы). В верхней части карточки находятся различные ситуации. Задача детей выбрать 2 ситуации и героя, и дорисовать фломастером части лица в зависимости от настроения героя. 



Далее я использую дидактические игры для формирования алгоритма решения конфликтных ситуаций

Дидактическая игра 
"Ссоримся - Миримся"

Цель: Закрепление алгоритма действий при возникновении конфликтных ситуаций. 
Ход: Перед детьми выкладываются карточки, на которых изображены дети в конфликте, задача детей подобрать картинки с решением конфликта и положить в квадрат. 



В своей работе я использую проектную деятельность 
Проект я реализовываю по нескольким этапам. 
1. Выявление проблемы
2. Сбор информации
3. Упорядочивание полученной информации
4. Составление модели 
5. Создание продукта

Проект "Здороволка"

🎀Проблема: Мы не знаем как интересно поздороваться с друзьями?
🎀Цель: Создание утреннего ритуала приветствия с использованием дидактической игры. 
🎀Сбор информации: Для сбора информации мы решили найти объекты в группе, которые можно применить при приветствии. Просмотрели и обсудили презентации: «Как здороваются в разных странах», «Зачем здороваться». Рассматривали репродукции, альбомы, иллюстрации на тему «Детское приветствие», играли в дидактические игры: «Подскажи словечко приветствия», «Угадай кто пришел», «Дружеские действия», «Угадай кто здоровается». 
🎀Упорядочивание полученной информации: После сбора материала мы решили разложить информацию создав картотеку в форме морфотаблицы, где по вертикали расположились части тела, а сверху мы воспользовались таким признаком как действие, разобрав различные действия, которые можно выполнять для приветствия. 


🎀Составление модели: На этапе, создания модели «Чтобы нам по-новому здороваться» мы изобразили действия для приветствия, которые нам понравились больше всего.   


🎀Продукт: На заключительном этапе как продуктом было выбрано создать дидактическую игру «Здороволка». 
Цель: Создание доверительной обстановки в группе через приветственные действия.   
Ход: Игра состоит из карточек на которых изображены значки с приветственными действиями такие как: сердечки из рук, лайк, кулачек, 5,10, поприветствовать словами, дотронуться рукой до своей коленки и т.д. 
Ребенок выбирает значок с действием и выполняет его приветствуя своих друзей. 


В своей работе я также активно использую арт-терапию (поближе познакомиться с методом арт-терапии можно в статье "Арт-терапия. История, виды и методы , используемые в дошкольном образовании")

Арт-терапия  - это метод психологической помощи и развития, основанный на использовании художественного творчества. Через рисование, лепку, игру с цветами и формами дети могут выразить свои чувства и эмоции, исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Арт-терапия не только развивает творческие способности, но и создает комфортную атмосферу для общения.

Для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста больше всего подходить вид арт-терапии - изотерапия.  

Особенность изотерапии от обычного рисования в том, что нас не интересует продукт который получится, а мы уделяем особое внимание самому процессу, так как наша задача улучшить настроение ребенка, а не научить рисовать. 

❗Главное условие при организации изотерапии ничего не запрещать и давать полную свободу.

Первый прием с которым я хочу познакомить вас называется «Рисуем настроение»
Вам понадобиться лист а5 и цветные карандаши . Когда ребенок грустит, самый простой прием поднять ему настроение - это попросить его нарисовать свое грустное настроение, после того как ребенок нарисовал грустное настроение на обратном стороне листочка рисуем того же человечка, но в радостном настроение. В этот момент ребенок перестраивается, отдавая всю свою грусть рисунку и уходит на положительные эмоции, начиная фантазировать. 

Следующие упражнение «Я рисую краской» 
Данное упражнение можно использовать когда ребенок злиться, грустит, стыдится, боится и т.д. 
Вам понадобится только краски и лист 
Ребенку дается инструкция нарисуй свое настроение только краской не используя фигуры и объекты. 
Данное упражнение помогает выплеснуть все свои эмоции на листе бумаги, не задумываясь о результате используя только цвет . Так же хорошо в этом упражнение использовать рисование ладошками, что позволяет снять эмоциональное напряжение не только с помощью цвета, но и тактильно. 

Далее мы учим ребенка работать по следующему алгоритму: 
Я понимаю, что чувствую 
Я называю свои чувства 
Я знаю причину 
Я действую 
Например: 
Я понимаю, что злюсь 
Я злюсь 
Я злюсь, потому что мне не досталось конфеты  
Я нарисую свою злость, чтобы перестать злится 
Самое сложное в данной работе, это довести данный алгоритм до автоматизма, чтобы ребенок не только знал, что нужно делать, но и делал, а для этого нужно время и двухсторонняя работа педагога.   

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста — это ключевой аспект их общего развития и успешной социализации. На этом этапе дети учатся не только использовать язык для общения, но и воспринимать невербальные знаки, такие как мимика, жесты и тон голоса. 

Регулярные занятия, игры и интерактивные навыки помогают малышам осознано использовать языковые средства, а также развивать эмоциональный интеллект. Занятия в группе, ролевые игры и совместные проекты способствуют формированию способности к сотрудничеству, уважению к мнению других и умению слушать.

Важно, чтобы родители и педагоги поддерживали и стимулировали интерес детей к общению, создавали благоприятную атмосферу для обмена мнениями и чувствами. Развивая коммуникативные навыки в дошкольном возрасте, мы заложим крепкий фундамент для успешной адаптации к последующим этапам обучения и жизни в обществе.

1 комментарий: